СКРУЧИВАЕМ НИТИ И ЗАВЯЗЫВАЕМ УЗЕЛКИ
ГЛАВНАЯ
01
ТРАДИЦИИ
02
СОВРЕМЕННОСТЬ
03
КОНТАКТЫ
04
основанный русскими
и восточной культуры
Как показывают исследования, взаимопроникновение различных культурных традиций накладывало отпечаток на развитие, характер, особенности тех или иных ремесел и промыслов.

Наиболее яркий результат симбиоза восточной и русской культуры на сибирской земле — рождение такого оригинального художественного явления, как тюменский ковер
Тюмень — первый город Сибири
Тюмень построена в 1586 году на пересечении древних караванных путей и Великой Сибирской водной магистрали, открывающей дорогу к "Студеному" морю (Северному Ледовитому океану).

С 1596 года в Тюмень ежегодно стали приходить среднеазиатские торговые караваны и значение Тюмени как важнейшего транспортного узла особенно возрастает.

В последующие столетие Тюмень укрепляет свой статус крупного торгового и ремесленного центра, связывающего рынки Европы и Востока
ежегодные ярмарки
симбиоз русской
Центром торговой жизни купеческой Тюмени была ежегодная ярмарка, которая позволяла местным кустарям и торговцам быстро усваивать те новшества, которые появлялись в промыслах, ремеслах других местностей и умело использовать их опыт.

Она также создавала условия для более близких торговых и культурных контактов русских переселенцев, прибывших в Сибирь с коренным населением: татары, бухарцы, поселившимися в Тюмени задолго до появления здесь русских
понятие собирательное
Главными ценителями теплых и пушистых ковров в те времена были ямщики и извозчики. Знаменитые сибирские морозы осложняли условия поездок, поэтому использовались ковры для утепления и украшения саней. Иногда укрывали и лошадей. Экипажный и шорный промыслы были самыми крупными заказчиками ковров и попон
1790
тюменский ковер
1724
Первое документальное упоминание о ковре (30 сентября 1724 г. Тюменский посадский Григорий Решетников явил в таможне среди прочих товаров 10 ковров «кармацкого» дела.)

С 30-х годов XVIII столетия ковры «тюменского» и "кармацкого" дела уже развозились по всей Сибири, продавались на крупных российских ярмарках
«Топографическое описание Тюменского уезда»: «Женский пол успешен в тканье коровьей и овечьей шерсти ковров и попон, сермяжных сукон, льняных и посконных холстов для себя и на продажу».

В начале XIX столетия промысел считался настолько выгодным, что производством ковров «для себя и на продажу» занимались почти во всех селах и деревнях Тюменского уезда.
понятие собирательное
выставка в Петербурге
1873
достопримечательностью и гордостью края
тюменский ковер
1870-e
В начале 1870-х годов была организована «в громадных размерах» с "новейшими приспособлениями" ковровая мастерская, благодаря усилиям местного Кружка «Молодая Сибирь» и его создателя Константина Николаевича Высоцкого (1836−1886)
Впервые изделия тюменских ковровщиц с большим успехом были показаны на кустарно-промышленных выставках в Тюмени, при активном участии кружка К. Н. Высоцкого «Молодая Сибирь».

Благодаря деятельности членов кружка К. Н. Высоцкого «Молодая Сибирь», тюменский ковровый промысел получил широкую известность не только в Сибири, но и далеко за ее пределами
всемирная выставка в Вене
1860-e
В начале 1860х годов — известный публицист и общественный деятель Николай Васильевич Шелгунов (1824−1891) в столичном журнале «Русское слово» впервые описал технику изготовления сибирского махрового ковра, после путешествия по городам Западной Сибири
1868-1871
ковровый промысел становится местной
во второй половине XIX века сибирский
1870
всероссийская мануфактурная
ковровый промысел становится
местной достопримечательностью
и гордостью края
во второй половине XIX века сибирский
тюменского коврового промысла
1900
В это время он с триумфальным успехом представлял Тобольскую губернию на всех крупных российских и международных кустарно-промышленных выставках
Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка в Екатеринбурге, где коллекция из 20 авторских ковров представляла раздел «Кустарная промышленность Сибири»
Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве, где 2 ковра тюменских мастериц (Н.Вяткиной, А. Лазаревой) получили бронзовые медали «за плотность, прочность и изящный рисунок»
назвать периодом наивысшего расцвета
конец XIX - начало XX можно
Всемирная выставка в Париже
1887
1892
Исследование С. А. Давыдовой «Производство ковров в Тюменском округе Тобольской Губернии» признано самым крупным и фундаментальным исследованием в дореволюционный период про Тюменский ковровый промысел
1895
Сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Кургане
1896
Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде
1882
периодом наивысшего расцвета
тюменского коврового промысла
конец XIX - начало XX можно
планы помешала Великая
отечественная война
реализовать эти грандиозные
послереволюционные десятилетия
Из Москвы в Тюмень для налаживания художественно-промышленного образования в губернии был направлен художник универсального дарования, уроженец Тобольска Иван Иванович Овешков (1877 - 1944). С его именем во многом связано возрождение местных народных промыслов, в том числе ковроткачества
Первая Западно-Сибирская выставка в Омске
1902
Всероссийская кустарно-промышленная выставка в Санкт-Петербурге, где кустарный отдел Тобольской Губернии был удостоен 5-ти медалей (2х малых серебряных, 3х бронзовых и пяти похвальных листов). По окончании выставки, все ковры были переданы в Музей императора Александра 3. В настоящее время, часть этой коллекции входит в сибирский отдел Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге
1910
помешала Великая Отечественная война
артель объединяла около 300 мастериц
Всемирная выставка в Париже
1920
Всероссийская кустарно-промышленная выставка в Петрограде
1924
Благодаря активной деятельности И.И. Овешкова была организована ковроткацкая артель «Коверница»
1937
Уникальный документ Тюменского промышленного кооперативного союза «Перспективный план развития тюменского коврового производства на период с 1938 по 1942 годы»
реализовать эти грандиозные планы
коврового промысла приходится на первые
новый период в истории тюменского
1913
коврового промысла приходится
десятилетия
новый период в истории тюменского
на первые послереволюционные
понятие собирательное
из деревень в города
тюменский ковер
Широкий спрос на изделия ковровых фабрик, а также стремление приблизить деревенский интерьер к городскому, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие сибирского коврового промысла
Лариса Константиновна Зубова, научный сотрудник ковровой лаборатории НИИХП, была направлена в составе творческой группой для изучения современного состояния коврового промысла
1940
Налаживание творческих связей промысла с художниками Московского научно-исследовательского института художественной промышленности
1946
1950
Организация ковровых артелей в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске
1952
Организован ковроткацкий цех при Ишимской промысловой артели им. Ильича, под руководством В.А.Бырдиной
коврового промысла приходится на первые
новый период в истории тюменского
1954
Экспедиция крупных специалистов в области НХП: искусствовед Е.Г. Яковлева, автор фундаментального исследования по истории русского ковроткачества, и главный технолог ковровой лаборатории института Г.А.Бетехтин
1960
Артели были преобразованы в фабрики
1960-1965
Тюменская ковровая фабрика открылась на базе коврового цеха промысловой артели им. Максима Горького. В 1965 фабрика закрылась
1960-1998
Тобольская ковровая фабрика открылась на базе коврового цеха промысловой артели «Производственник». В 1998 фабрика закрылась
понятие собирательное
тюменский ковер
Всемирная выставка «Экспо-70», Япония, где в разделе «НХП» был показан ковер Ишимской фабрики, сотканный по эскизу Александра Сергеевича Новикова
1960
Ишимская ковровая фабрика открылась на базе ковроткацкого цеха промысловой артели им. Ильича, работающей в конце 19 — начале 20 века. В течение нескольких десятилетий фабрика выпускает махровые ковры ручной выработки с ярким крупным цветочным орнаментом на черном фоне, паласы и ковровые дорожки
1970
1985-1990
Мастерицы фабрики работают над ответственным заказом — ковровой дорожки для интерьеров Московского Кремля
коврового промысла приходится на первые
послереволюционные десятилетия
1999
В новых экономических условиях предприятие было закрыто
Изделия фабрики экспортировались на многих областных, всесоюзных и международных выставках
1960-1980
Коллектив фабрики освоил искусство выработки русских ворсовых и комбинированных ковров
1970
Открыты филиалы Ишимской ковровой фабрики в селах Сорокино и Бердюжье Тюменской области
1974
Фабрика специализируется на выпуске изделий НХП
1975
1987
Участие в выставке-ярмарке НХП, ВДНХ, Москва;
1990
Фабрика ведет постоянную работу по улучшению художественного качества выпускаемых ковров
новый период в истории тюменского
коврового промысла приходится
десятилетия
новый период в истории тюменского
на первые послереволюционные
РАЗДЕЛ «ГЛАВНАЯ»
О сибирском ковровом промысле
РАЗДЕЛ «СОВРЕМЕННОСТЬ»
Как в 21 веке
Тюменский ковер стал
брендом Тюменской области?
В проекте использованы материалы и фотографии из архивов «Сибирской ковровой фабрики», а также информация и изображения из книг искусствоведа Натальи Ивановны Сезевой «Тюменский ковер», «Тюменский ковер. Традиции и современность»
Адрес: г. Тюмень, ул. Революции, 1а
Телефон: 8(3452)25-60-68
E-mail: info@vashkover.ru
контакты:
разделы: